Выставка московского фотографа Валерия Левитина «Полная версия, или Люди из «ящика» открылась в Тюмени 24 сентября в драматическом театре.
Выставка московского фотографа Валерия Левитина «Полная версия, или Люди из «ящика» открылась в Тюмени 24 сентября в драматическом театре. Из 405 портретов, снятых автором в течение десяти лет сотрудничества с ИД «Коммерсантъ», им же были отобраны 85, которые и заполнили стены четвертого этажа театра.
Фотографии Левитина — это атмосфера закрытых вечеринок, красной икры, дорогих вилл, но, при этом, без четко выверенного сценария, постановок и грима. Вот, к примеру, Сергей Шойгу целится кулаком в фотографа, вот Павел Астахов в ледяной комнате алкогольного бренда в Стокгольме, а французский писатель Фредерик Бегбедер пьет шампанское из чьей-то туфли.
Сам Валерий Левитин охотно рассказывает о своих фото и признается, что ему за работу не стыдно. «Я не считаю зазорным показывать хронику с 2001 по 2010 год, десять счастливых лет работы в издательском доме „Коммерсантъ“, — говорит он. — Люди просто умеют работать и умеют отдыхать. Я считаю, что каждый человек имеет право на досуг. Это трудно объяснить бабе Мане даже в 20 километрах от Москвы, я уже не говорю про Тюмень и более далекие губернии. Я против того, чтобы говорить о какой-то социальности. Это люди „из ящика“, может быть, не такие, какими вы их можете увидеть».
Любимая фотография светского хроникера — портрет пресс-секретаря бывшего президента и нынешнего премьер-министра России Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой. «Была презентация книги ее мужа, меня пригласили, — вспомнил фотограф. — Они танцевали и тут она повернулась ко мне и показала язык. Пять кадров, чтобы не было разговоров о том, что это случайно».
Портрет Тимаковой обязательно войдет в следующую выставку «Языки», правда, как заверяет сам автор, рядом с ней так и просится аналогичное фото пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова. Он два года уговаривал фотографа снять его так же. В итоге кадр был сделан.
Проводя экскурсию по своей выставке, Левитин то и дело показывает портреты вип-персон, говоря о них как о старых знакомых. Рассматривая фотокарточку князя Монако Албера II, он словно вспоминает что-то важное: болельщики в порту подарили ему фуражку «Зенита», он сел в машину, увидел, что его снимают, и опустил стекло. «Я хотел ему в подарок эту фотографию отвезти, но не получается пока», — признался он.
«То, что в Тюмени устраивается некая международная декада фотографии, — это полезно вообще для фотографии, потому что она находится в загоне, — уверен Левитин. — Ею мало интересуются, она просто занимает место, а нынче рекламные площади дорогие. Хорошей фотографии мало, я не хочу сказать, что мои фото хорошие, мы говорим о ней отвлеченно».
Автор уверен, что фотография еще жива только благодаря печатным изданиям, Интернет до ее уровня еще не дорос. «Раньше все открывали понедельничный „Коммерсантъ“ и говорили. Сейчас я каждый день вывешиваю фотографии, работая на РИА „Новости“, и все молчат», — заметил фотограф.
Глядя на фото людей «из ящика», молчать не хочется, а хочется, как минимум, улыбнуться. Где еще можно увидеть «небожителей» в естественной среде обитания, как не на этих карточках?
Возможность приобщиться к закрытому миру будет у тюменцев на протяжении целого месяца. Чтобы попасть на выставку, нужно приобрести билет на спектакль драматического театра, но организаторы уверяют, что в один из выходных дней двери будут открыты для всех желающих.